Про расширенную аналитику для продавцов, которые уже зарегистрированы на маркетплейсе, рассказываем в разделе Аналитика.
В разделе Что продавать на Ozon → Аналитика категорий можно:
- найти перспективную категорию для продажи;
- выбрать бренд для выхода на маркетплейс;
- оценить конкуренцию в категории товаров;
- узнать, по какой схеме выгоднее продавать товары выбранной категории;
- узнать, в каких регионах чаще всего заказывают товары категории;
- сравнить разные ценовые сегменты и выбрать наиболее подходящий.
Содержание раздела #
Раздел содержит:
-
Фильтры:
- По категории — выберите категорию 2 или 3 уровня, чтобы проанализировать данные.
- По периоду — в зависимости от вашей цели выберите год, квартал, 28 или 7 дней. Например, по данным за год можно проверить сезонность категории или оценить динамику продаж в долгосрочной перспективе. Чтобы посмотреть более свежие данные — например, количество продавцов и уровень конкуренции в конкретной категории на текущий момент — выберите 7 или 28 дней.
-
Группировку полученных данных:
- По категориям — покажем данные по выбранной категории.
- По полу — покажем данные в разрезе выбранного пола. Возможно только для категорий «Обувь», «Одежда», «Галантерея и аксессуары» и «Ювелирные изделия».
- По брендам — покажем данные по брендам, которые лучше всего продаются в выбранной категории. Вы сможете определить перспективный бренд для выхода на маркетплейс.
- По продавцам — покажем данные по лидерам в выбранной категории. Названия магазинов зашифрованы, но можно оценить общую картину: какой объём рынка забрали лидеры и каких показателей можно достичь в этой нише.
- По схемам продаж — сравните показатели внутри категории по схемама продаж FBO и FBS, чтобы определить наиболее выгодную.
- По географии продаж — сравните показатели по кластерам. Чтобы выбрать зоны продаж, посмотрите, где чаще всего заказывают товары выбранной категории.
- По цене — сравните показатели разных ценовых сегментов категории. Это позволит определить, в каком ценовом диапазоне товары заказывают чаще и где конкуренция ниже.
-
График динамики — поможет сравнить потенциал нескольких категорий по любой из метрик.
-
Таблицу с метриками — покажем сводные данные по категориям, брендам, продавцам, схемам или зонам продаж.
Фильтры и вкладки можно сочетать по-разному. Для начала работы с аналитикой мы собрали несколько популярных сценариев.
Чтобы загрузить отчёт в формате XLSX, в разделе Что продавать на Ozon → Аналитика категорий нажмите Скачать.
Показатели в таблице #
Показатель | Значение | Применение |
---|---|---|
Заказано на сумму | Общий оборот по категории, бренду, зоне продаж, схеме работы или конкретному продавцу. | Поможет сравнить потенциал категорий, брендов и регионов для поставок. |
Динамика суммы заказов | Динамика суммы заказов в процентах по отношению к предыдущему периоду. Например, если в фильтре выбран год, мы покажем изменение оборота по сравнению с предыдущим годом. | Поможет выделить тенденции и определить нишу при выходе на маркетплейс. Например, если в какой-то категории в целом небольшой объём продаж, но за последний год он сильно вырос — возможно, эта тенденция сохранится, и категория продолжит расти и станет перспективной. |
Заказано товаров | Столько товаров заказали за период по категории, бренду, зоне продаж, схеме работы или конкретному продавцу. | Можно оценить спрос в конкретной категории — чем больше товаров заказали, тем выше спрос. |
Средняя цена | Средняя цена продажи одного товара. Например, всего было продано 100 товаров — 70 товаров по 1000 рублей и 30 товаров по 1500 рублей. Тогда средняя цена равна: (1000 × 70 + 1500 × 30) ÷ 100 = 1150 рублей | Поможет рассчитать примерные доходы и расходы с помощью онлайн-калькулятора и сравнить разные категории. |
Динамика средней цены | Изменение средней цены по отношению к предыдущему периоду, измеряется в процентах. | Покажет, растёт или снижается средняя цена товара в категории. |
Число продавцов | Количество продавцов, которые продавали товары определённых категории или бренда, в конкретном кластере или по выбранной схеме продаж. | Поможет оценить уровень конкуренции и, например, посчитать средний оборот продавца в категории. |
Число брендов | Количество брендов, которые продавались в категории или у конкретного продавца. | Поможет оценить количество представленных в категории брендов и понять, стоит ли заходить туда с новым брендом. |
Число кластеров | Количество кластеров, в которых заказывали товары бренда или продавца. | Можно посмотреть, как распределилась география их продаж. Это поможет спланировать поставки так, чтобы покрыть всю географию. |
Доля выкупа | Как часто клиенты выкупают товары категории, бренда или продавца, не отменяя заказ и не оформляя возврат. Чем выше процент, тем реже возвращают товары. Например, товар заказали 50 раз, но отменили 3 раза и вернули 2 раза. Его процент выкупа будет равен: (50 – 3 – 2) ÷ 50 × 100% = 90% | Метрика поможет точнее посчитать оборот категории, бренда или продавца, так как показатель Заказано на сумму не учитывает возвраты и отмены. |
Доля топ-5 продавцов | Какой процент оборота приходится на 5 лидеров в категории. | Поможет определить, выбирают покупатели других продавцов или предпочитают уже устоявшихся лидеров. Чем ниже процент, тем выше уровень конкуренции в категории и чаще покупатели выбирают товары других продавцов. |
Доля в категории | Какой процент от суммы всех заказов в выбранной категории приходится на конкретный бренд, продавца, схему, зону продаж или ценовой сегмент. | Если планируете продавать товары определённой подкатегории, можно оценить, насколько она востребована по сравнению с остальными. Вы можете посмотреть, как распределился оборот по продавцам этой категории — есть ли лидер, которого будет сложно обогнать, или конкуренция равномерная. |
Доля в категории, на вкладке Ценовые сегменты | Процент от суммы всех заказов в выбранном ценовом сегменте. | Метрика позволит проанализировать, какая доля оборота категории приходится на определённые ценовые сегменты. |
Сравнить показатели на графике #
- Настройте фильтры и разрезы данных под свою задачу.
- Выберите в таблице метрики, которые хотите вывести на график. Одновременно можно выбрать не больше 10 строк.
Покажем на графике, как менялся показатель в течение выбранного периода. Линиями на графике обозначим строки, которые вы выбрали в таблице.

Воспользоваться аналитикой #
Найти перспективную категорию #
- Выберите в фильтрах категорию 2 уровня, например, Повседневная обувь. Вы можете сравнить подкатегории внутри неё, например, Кеды и Кроссовки, и определить из них самую перспективную.

- Выберите период. Если у категории есть сезонность — например, она востребована только осенью и зимой — лучше смотреть данные за год. Для несезонных категорий подойдут любые периоды: 7 дней, 28 дней, квартал или год.
- Выберите вкладку Категории.
- Сравните подкатегории. Для этого используйте сортировку в таблице и график. Обратите внимание на:
- общий оборот по категории в рублях и штуках, чтобы оценить объём категории в целом;
- долю выкупов, чтобы точнее посчитать потенциал категории с учётом возвратов и отмен и найти категорию, товары которой реже всего возвращаются клиентами;
- динамику продаж — она покажет, растёт или снижается востребованность категории;
- среднюю цену товара, чтобы сделать примерные расчёты доходов и затрат;
- число продавцов — оно покажет, насколько высок уровень конкуренции в категории;
- долю топ-5 продавцов — она поможет определить, насколько велик объём рынка, который забрали себе лидеры, или, наоборот, насколько равномерна конкуренция среди продавцов.

Найти перспективный бренд #
- Выберите в фильтрах категорию 2 или 3 уровня, с которой планируете выходить на маркетплейс.
- Выберите период.
- Выберите вкладку Бренды.
Покажем в таблице топ-30 брендов категории по обороту. Сравните бренды, используя сортировку и график. Обратите внимание на:
- общий оборот и динамику заказов, чтобы оценить востребованность бренда;
- число продавцов, чтобы оценить конкуренцию;
- долю оборота — она покажет, какую долю общего спроса по категории покрывает бренд.
Оценить конкуренцию среди продавцов в категории #
- Выберите в фильтрах категорию 2 или 3 уровня, с которой планируете выходить на маркетплейс.
- Выберите период. Чтобы посмотреть самые свежие данные по количеству продавцов и их продажам, выберите периоды 7 дней, 28 дней или квартал.
- Чтобы посмотреть общее число продавцов, выберите вкладку Категории.
- Чтобы посмотреть данные о лидерах, выберите вкладку Продавцы. Покажем в таблице топ-30 продавцов категории по обороту.
Мы отобразим:
- Показатели у лидера в категории.
- Отрыв лидера от конкурентов.
- Долю оборота у лидера в категории.
- Долю выкупов, чтобы оценить качество товаров и сервиса продавца. Чем ниже доля выкупов — даже при большой сумме заказов — тем меньше зарабатывает продавец и тем больше у вас шансов привлечь его покупателей высоким качеством своих товаров.
Сравнить разные схемы продаж #
- Выберите в фильтрах категорию 2 или 3 уровня, с которой планируете выходить на маркетплейс.
- Выберите период.
- Выберите вкладку Схемы продаж.
- В таблице и на графике посмотрите, как распределился оборот и количество продавцов по разным схемам продаж.
Как выбрать схему продаж на Ozon
Определить регионы для поставки #
- Выберите в фильтрах категорию 2 или 3 уровня, с которой планируете выходить на маркетплейс.
- Выберите период.
- Выберите вкладку География.
Покажем в таблице данные по всем кластерам, в которых заказывают товары категории. Рекомендуем выбирать для поставок регионы, где чаще покупают товар — так доставка будет быстрее.
Выбрать ценовой сегмент #
- Выберите в фильтрах категорию 2 или 3 уровня, с которой планируете выходить на маркетплейс.
- Выберите период.
- Выберите вкладку Ценовые сегменты.
Покажем в таблице данные по разным ценовым сегментам, в которых есть товары категории.